01 Январь 2015
По Беднову, который "Бэтмен". У нынешних заправил ЛНР появился свой "Сашко Билый". Я этого давно ждал. Потому что если честно, не вижу другого пути вывода таких людей из активной игры. Это ведь не Стрелков, которому сказали уйти и он ушел.
Нужно понимать, что любая власть стремится к установлению полного контроля над своей территорией. Это называется суверенитетом. Если власть только формально контролирует территорию, а реальные рычаги контроля находятся в руках у Бетмена, Фобуса, Маньяка, Омеги, Бати и прочих хороших людей, начинается бардак, где каждый казак на каждом блокпосту - сам себе власть, суд и генеральный прокурор в одном лице.
Любой законный порядок начинается с утверждения властью, действующей от имени государства, своей монополии на применение легитимного насилия. Карать и миловать должны исключительно структуры государства, какими бы плохими они кому-то не представлялись на данный момент. Альтернатива - масхадовская Чечня. Именно такой "Чечней" многие хотели бы видеть и Донбасс.
Когда 2 ноября прошли выборы в ЛНР, я не зря назвал появление бесспорно легитимной власти основным их результатом. Выборы проводили совсем не для того, чтобы в ЛНР и в ДНР по-прежнему процветала атаманщина и власть находилась в руках варлордов. Нравится Плотницкий или не нравится, но после выборов он единственная законная власть в ЛНР. И, что немаловажно, власть, с которой готова сотрудничать Россия.
В этом смысле происходящее - это грубый, грязный, но неизбежный процесс в плане наведения порядка и установления контроля над территорией. Те из полевых командиров, кто понял суть момента, те прекрасно себя чувствуют и интегрированы в структуры ЛНР. Те, кто не понял и по-прежнему пытается играть в реконструкцию раннего феодализма, просто отстреливаются.
Если мы говорим о каких-то видах на мирную жизнь и что-то похожее на правопорядок, то другого пути нет. В ЛНР, как и на Украине, сегодня главным препятствием для возвращения к жизни по писаному праву является утверждающий собственное право сильного Человек с автоматом.
Не может быть оппозиции с автоматом. Не может быть оппозиции со своей армией. И армия не может быть в оппозиции. Выбор простой. Или законы пишут избираемые нами люди, а за их соблюдением следят легальные и подконтрольные правоохранительные органы, или, если этого нет, то страна начинает разваливаться. Как Украина с ее Правыми секторами, Айдарами и Азовами.
Порошенко сейчас теряет контроль и управляемость именно потому, что он не влияет на вооруженные группировки, обрастающие политическими амбициями.
А попытки пристегнуть группировки к МВД и МО ничего не дают в плане повышения степени их контролируемости со стороны власти. Наоборот, интеграция боевиков во власть лишь добавляет им легитимности. Той самой легитимности, которую теряет официальная власть.
Где - в Киеве или на Донбассе - быстрее и эффективнее решат вопрос разоружения неподконтрольных легальной власти вооруженных формирований и нейтрализации тех, кто не хочет складывать оружие, там и кристаллизуется, помимо всего прочего, точка сборки для будущего перехода к мирной жизни.
При этом не должно быть никаких иллюзий. Новый порядок будет авторитарным. Виды на демократию сгорели в кострах майдана. И отвоевывать себе право на демократию участия народ будет еще очень долго.
P.S. Без утверждения какой-то легитимной основы ничего не будет. Будет только череда военных переворотов и медведей на воеводстве. Чтобы вернуться в нормальное русло нужно установить легитимный порядок и пресечь любые попытки его свалить, апеллируя к "праву сильного". Сегодня Дремову (к примеру) не нравится Плотницкий. Завтра кому-то не понравится и Дремов. А почему? А потому что "я так решил". Нужно вернуться в русло легальных процедур. Или хотя бы очертить круг этих процедур и стараться не выходить из него.
Нужна конвенция. Чтобы была армия и милиция, а не "группировка Плотницого" или "группировка Дремова". Потому что "группировка" не может претендовать на то чтобы ей подчинялись все остальные. А легитимная армия и милиция - могут.
И пока у нас будут определять не процедуры, а "личности лидера", будет бесконечный майдан и там, и там.
Алексей Блюминов, политолог, публицист