Что сейчас происходит в армии, какие проблемы и чем занимается в Министерстве обороны команда волонтеров из группы "Феникса"
Советник президента Украины Юрий Бирюков
...............
- Кто мешает все это внедрять?
- Там все откровенно мешают. КПД отвратительно низкий. Большую часть времени мы занимаемся долбанием стены головой, потому что, имея абсолютную поддержку президента и министра обороны, мы имеем абсолютный саботаж во всем, что начинается ниже. Все, кто ниже министра обороны по должности - тотальный саботаж. Если некоторые заместители министра хотя бы не мешают, то со стороны других идет откровенное препятствование. На уровне директоров департаментов и ниже - саботаж откровенный.
- Этих людей убирают?
- А как ты их уберешь!? Попробуй его убрать, он сразу окажется на больничном. Может так больше полугода валяться. И ничего с ним нельзя сделать. Уволишь - восстановится через суд. КЗоТ запрещает. И пока что мы не можем найти решение этой проблемы. Приходится решать ее выдергиванием полномочий в альтернативные параллельные структуры. Реформировать само Министерство обороны на сегодняшний день представляется практически невозможным.
А если увольняем - как найти супер-классных и патриотических людей на 1750 грн ставки? Со всеми премиями и надбавками - 2500. Возьмите всех увольте, а потом наймите в десять раз меньше, но профессионалов - этот подход не срабатывает. Во многих департаментах нужны увеличения штатного состава - просто исходя из объемов задач. А денег...
Реформирование министерства пока представляется возможным только путем создания параллельных структур, которые начинают работать по нормальным правилам. На секундочку - все нормы нашего нового вещевого предприятия прописывает Ernst & Young. Бесплатно. Они будут писать все правила работы этого госпредприятия. Например, если нужно объявить тендер, то следует сделать вот это, вот это и вот это. Manual, руководство. И тендер прописывается так, чтобы украсть было невозможно. Казнокрады, конечно, найдут механизмы. В любой стране мира бюджет Минобороны - лакомый кусок для коррупции. Это громадные деньги и возможность в любую секунду все засекретить. Например, закупку шнурков. Засекретили шнурки и все - можно покупать, как хочешь. В 2012 году шнурки были куплены по 8 грн. В этом году у нас носки, которые я как волонтер покупал на Житомирской фабрике за 4 грн, армия купила за 8 грн. У той же фабрики. Те же носки.
- По сравнению с августом как изменилась ситуация в армии, можно ли сказать, что армия за это время стала сильнее - на уровне боевого потенциала, обеспечения?
- Конечно, лучше. Она с каждым днем становится лучше. А еще у нас с каждым днем все сильнее пьянство. Серьезно. Откровенное пьянство. Мы этих пьяниц называем аватары - потому что синие. Пьянство на передовой.
- С чем это связано?
- С мобилизованными. У нас изначально система мобилизации не была продумана, а отталкивалась от нормативных актов советских времен, все основано на патриотическом воспитании и так далее и тому подобное. Основа системы осталась, а всего остального уже нет. И вот мы взяли какого-то банковского служащего, который когда-то давным-давно служил. И отправили на передовую. На этом фоне с утра до вечера его прессингуют во всех СМИ, что генералы - козлы, все пропало, всех предали, всех убьют. Естественно, начинаешь бухать. Не без этого.
- В таком случае нужна ли еще одна мобилизация? И если да, то в чем должна быть ее специфика?
- Мобилизация нужна, но она должна быть другая. В каком виде (показывает папку документов, - ред.) - прописано здесь. Я пока не могу ее показать. Общая идея в том, что мы должны уделить больше внимания и потратить больше усилий на привлечение добровольцев, которые объективно сами хотят служить и защищать страну. Со своей стороны государство предоставит им все социальные льготы, статусы и гарантии, которые сейчас отдаются отказникам, не желающим служить. Они сидят сейчас где-то в Николаеве в пункте постоянной дислокации 79-й бригады и квасят. Вот это им нравится. А служить не хотят.
Когда в августе мне выдали для 79-й форму нового образца, то через три-четыре дня в Facebook меня забросали ссылками и сообщениями о том, что форма уже продается на базаре. "Ваш зам по тылу все украл". А это не зам по тылу украл. Это вот эти "аватары", получив форму, бегом понесли ее на рынок, продали и стали пить. И вот сейчас они бродят там по территории части в чем попало. Рассказывают, что они голые-босые. А волонтеры им туда в Николаев везут форму, вещи, все остальное.
- Известно общее число отказников?
- Известно. Но не могу сказать.
- Я общаюсь с 25-й десантной бригадой. Парни говорят, что минимум 15% не хотят возвращаться в АТО.
- Это им еще повезло. Думаю, что эта цифра занижена. Я с Таней Рычковой (днепропетровский волонтер, обеспечивающий 25 бригаду - ред.) говорил на эту тему. Там не 15% - больше.
- Что делать с этими людьми?
- В стройбат. Они даром не нужны. От них нужно каким-то образом освобождаться и брать на их место нормально мотивированных людей. У меня перед глазами живой пример - третий батальон 79-й бригады. Батальон укомплектован на добровольческой основе. Там 600 человек. Дезертиров, самовольно покинувших часть - что-то около восьми человек с августа. Мотивация. Они наоборот, просятся в АТО. Воевать хотят. Недовольны, что их не отправили в Донецкий аэропорт. Истерики мне устраивали.
- Что делать в тех случаях, когда претензии солдат касаются положенного отпуска в пару недель, а им предлагают два-три дня, а потом снова на войну?
- А некем менять. Скажем "спасибо" за это в том числе средствам массовой информации, которые навели тотальный кошмар на общество и бойцов. Я сам пишу объективную картину: да, есть проблемы с этим, этим и вот этим. Но я все-таки пишу о том, что мы стараемся сделать вот это, это и это. А если просто с утра до вечера кричать, что все пропало и количество отказников начнет увеличиваться, то - да, ротация будет три дня, потому что надо кем-то менять, но менять некем.
.............
- Тогда есть вопрос по поводу информации. Когда Министерство обороны прекратит работать исключительно в режиме "пишите запрос, а ответим мы вам через пару недель"? Нужны вменяемые люди, которые смогут быстро по телефону дать журналистам актуальный комментарий на заданную тему.
- Эти люди уже появились. Они начали работать с прошлой недели. Кроме того, один из лучших мировых военных журналистов дал согласие стать заместителем министра информационной политики по силовому блоку. Он уже встречался с министром, рассказывал и показывал концепцию военной журналистики. Мы вообще меняем подход. Если совсем уж в общих чертах, то у нас в каждой воинской части будет свой штатный журналист, который будет жить с солдатами, выдвигаться на передовую.
- В таком случае и министерство не понадобится.
- Юра подходит к вопросу создания своего ведомства не как министерства, а как агентства, которое будет формировать общую тенденцию создания информационных посылов.
.............
- Бронемашины Saxon для армии. Кто-то говорит, что они устаревшие. А кто-то считает, что подходят под наши условия и возможности. Как вы считаете?
- Я считаю, что бойцы 79-й бригады третьего батальона "Феникс" с удовольствием будут использовать эти машины, потому что у нас объективно в стране ничего, кроме БТР-70 не осталось. А конструкция БТР-70 и его нижнего десантного люка не позволяет в него залезть в бронежилете. Физически туда не залезть в бронежилете. А эти британские машины стоят небольших денег. При том, что капитальный ремонт одного БТР-70 обойдется нам порядка 500 тысяч грн (за одну британскую машину Украина заплатит около $51 тыс - ред.) При том, что в этот БТР-70, сколько бы ты его ни ремонтировал все равно в бронежилете не залезешь.
http://news.liga.net/interview/politics … mozhno.htm